7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации.
Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.
Некоторое время ребенок не может одновременно думать о
двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает
взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем
какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль
за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы
испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной
речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи,
что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для
ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не
спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет
только родитель – у него вырабатывается
т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя
вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности
произношения. Чтобы ребенок научился
использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку
образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне
масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя недели две
ребенок начинает сам отслеживать, где
прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется
закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Считается, что на всю автоматизацию нового
звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой
уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии
, при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии) сроки автоматизации
обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация
звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).