2. Автоматизация звука в слогах.
После того, как ребенок достаточно свободно выполняет
нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к
автоматизации в слогах. Учитывая, что
слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь
этим делом – соединением двух звуков в одно целое.
Автоматизацию в
слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных
(гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в
речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.
Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с
ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтому сначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и
только потом СО и СУ. Кстати, твердые
согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах
СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных (ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не
отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо (в случае общего недоразвития речи) слоги со
стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.