Приветствую Вас, Гость · RSS 30.01.2025, 06:37
Меню сайта
Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Отдел образования Сердобского района
Форма входа
...
...
...
Статистика
» Зарег. на сайте
Всего: 110
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 4
Модераторов: 0
Модератор форума:
Проверенных: 4
Обычных юзеров: 102
» Из них
Парней: 28
Девушек: 82


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи, посетившие
сайт за текущий день :
...
...
...
...
...

Автоматизация звука в словах

Автоматизация звука в словах

Не стоит долго задерживаться на этапе автоматизации звука в слогах, как можно быстрее переходите к автоматизации в словах.  Во-первых, в слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. Во-вторых, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи. «Логопедическая работа производится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмысливать их, хотя бы в форме звукоподражания  бою барабана – та-та-та. В этом же плане, загадывая загадку, заучивая стишок, как дидактический материал для усвоения определенного звука, следует, не отдаляясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью» (М. Е. Хватцев).

Кроме удобной для ребенка «осмысленности», слова для отработки звуков выполняют очень важную функцию. Они позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» - ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.

Слоги в словах, в которых встречаются отрабатываемые звуки, могут быть ударными и безударными, открытыми, закрытыми и со стечением согласных.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: КА-ША, МО-ЛО-КО.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: АР- БУЗ, КАР-ТОН.

Слог со стечением согласных – «скопление» согласных, стоящих подряд в одном слоге: КРО-ко-дил, за-КРЫТЬ, ПЛА-тье.

Автоматизация звуков в словах (и далее - в словосочетаниях, текстах…) производится с учетоморфоэпических норм русского языка. Орфоэпия определяет, как произносятся звуки, сочетания звуков, слова и формы слов в устной речи (в отличие от орфографии, которая определяет правила написания слов).  Основные орфоэпические нормы  для  удобства подразделяют на: правила произнесения гласных звуков (в разных позициях слова, ударения) и правила произношения согласных звуков (в зависимости от места, от соседних гласных и согласных звуков).

Гласные звуки.

Что нужно знать о правильном произношении гласных звуков? Под ударением гласный произносится четко, так, как пишется. В безударной позиции звук О звучит как А:  пишем «корова», а произносим «кАрова», потому что первый гласный стоит в безударной позиции, а второй – под ударением. Звук Э  без ударения превращается в нечто среднее между И и Э: «река» звучит как «рИка». Буква Я без ударения читается так же: как И с оттенком Э («рИбина», «рИдовой»).  Меньше всего меняются в безударной позиции гласные У, А, И, Ы. Обратите внимание: в упражнениях слова со звуками О или Е могут оказаться в разных разделах («лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед» - эти слова для отработки звука Л окажутся в одном абзаце, на слог «ЛА»).

В заимствованных иностранных словах гласные произносятся чаще всего так, как пишутся: рОндО, бОа…

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Э, Ы. Буквы Е, Ё, Ю, Я, как известно, обозначают два звука (Я=Й+А) и служат для обозначения мягкости предшествующего согласного. 

Т.е. если вы видите в слове букву Т, учтите - она может произноситься как твёрдый Т и как мягкий Ть, в зависимости от следующей гласной: Тапки – Тяпки. Твёрдые и мягкие – это разные звуки, подчас для их произношения требуется разное положение языка

В логопедической работе это означает, что если ребенок умеет произносить звук Т, но у него еще не исправлен мягкий Ть – внимательно следите за следующей гласной после буквы Т: мы даем ребенку слово ТАПКИ, но не имеем права требовать правильного произнесения слова ТЯПКА.

 

Согласные звуки.

В русском языке согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. Занимаясь с ребенком, эти характеристики нужно либо знать, либо хорошо «чувствовать язык» - слышать, где как в норме произносится звук.

 Давайте вместе вспомним:

·        звонкие согласные в конце слов произносятся глухо (например, в слове «мороз» на конце произносится звук С – «мароС»). Поэтому не удивляйтесь, обнаружив слова ДУБ, ЗУБ, СТОЛБ на страничке со звуком П.  Оглушаются  звуки Б, В, Г, Д, Ж, З.

·        так же эти звуки оглушаются перед глухими же согласными:  «зуПКи», «труПКа».

·        Некоторые глухие согласные, напротив, могут озвончаться перед звонкими согласными: сделать = «ЗДелать», просьба = «проЗьБа».

·        Перед мягким согласным твёрдый согласный смягчается (это неустойчивая норма – можно смягчать, можно не смягчать):  «снег» может произноситься как «Снег», так и как «СЬнег».

·        В стечениях 3-х и более согласных один из звуков не произносится: лестница – «леСНица», чувствовать – «чуСТВовать», праздник – «праЗНик».

·        В возвратных глаголах (заканчивающихся на  -ться) на конце произносится  «ЦА»:  «учиЦА», «охотиЦА».

·        Стечение согласных  -ТСК-  произносится как ЦК:  детский – «деЦкий», советский – «совеЦкий».

·        Сочетания ЧТ, ЧН  произносятся как ШТ, ШН:  потому что – «потому ШТо», конечно – «конеШНо».

·        Звук С, стоящий перед Ш или Ж, сам превращается в Ш и Ж: «сшить» - произносится с долгим Ш  = «ШШИть», «сжиженный» = «ЖЖиженный».  Так же видоизменяется звук З: «разжать» = «раЖЖать».

·        Звук Ц в русском языке твердый, не имеющий пары, поэтому написание и произношение в случае звука Ц имеет определенные особенности. Например, пишется ЦИ, а произносится твердо ЦЫ, ЦЕ произносится как ЦЭ (цирк = «цЫрк», в конце = «в концЭ») Поскольку звук Ц является аффрикативным, т.е. состоит из двух звуков – Т и С, сочетания ТЦА и ДЦА читаются как долгий ЦЦА («пятнаЦЦать»).

Порядок использования словарного материала.

Некоторые авторы рекомендуют начинать автоматизацию всех звуков с обратных слогов. Другие советуют открытые слоги. Соглашусь и с теми, и с другими.  Аффрикаты (смычно-щелевые звуки) Ц и Ч действительно лучше автоматизируются, начиная с обратных слогов: боЕЦ, гонЕЦ, певЕЦ, врАЧ, мЯЧ, грАЧ.  При автоматизации Р очень редко удается начать с обратных слогов (язык не успевает переключиться на вибрацию в верхнем положении, требует поддержки звуком Д, слово звучит очень своеобразно, ребенок не воспринимает это как полноценное слово: аДРбуз).  В иных случаях все зависит от личностных особенностей ребенка. Поэтому, поставив звук, проверьте, в каких слогах новый звук получается легче – именно такие слова и предложите ребенку в первую очередь. Коррекционная работа проходит успешнее и быстрее, если мы движемся от простого (для конкретного ребенка) к более сложному.

На начальных этапах автоматизации слова произносятся по слогам. Но не слишком этим увлекайтесь – есть опасность сделать из этого привычку. Буквально через день-два переходите на слитное и плавное произношение отрабатываемых слов. Для этого можно помочь ребенку движением руки – произносите слово и делайте плавное движение рукой слева направо, научите этому ребенка.

В ударных слогах звук произносить удобнее, т.к.  на ударный слог выделяется больше энергии выдоха. Об этом стоит помнить, поскольку первоначально новый звук в словах произносится длительно, немного утрированно – для того чтобы язык успел занять новое для себя правильное положение, а ухо привыкло слышать этот новый звук, признало его как соответствующий образцу (формирование артикуляторно-акустического стереотипа). Позднее звук будет произноситься легче и быстрее, пока не «сотрется» до размеров обычных звуков.

Особо следите, чтобы не попадались ребенку слова с оппозиционными звуками (С-Ш, С-З, Ч-Ц, Ч-Ть и др.).  Подобные слова отрабатываются позже, на этапе дифференциации.

Если Вы исправляете звукопроизношение самому себе – на этапе автоматизации Вам понадобится «слушатель» - человек, который сможет подсказывать Вам, правильно ли звучит новый звук. Самому себе новый звук кажется настолько необычным, что возникают сомнения «А то ли я делаю?», «правильно ли я говорю?», появляется  желание бросить дело на полпути. Разумеется, слушатель должен четко слышать разницу между правильным и аномальным звучанием, тогда одной его фазы «Да! Звучит хорошо» бывает достаточно, чтобы вернулась уверенность.

 

Поиск
,,,,,
...
...
О коронавирусе
...
Погода
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Проверка на вирусы
Друзья сайта
Детские радости Детский портал «СОЛНЫШКО» © Источник: детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/links2.html Психологический центр «АДАЛИН» Страна Мастеров Воспитатель года России
Работа в России

Copyright MyCorp © 2025