Приветствую Вас, Гость · RSS 11.08.2020, 06:52
Меню сайта
Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Отдел образования Сердобского района
Форма входа
...
...
Статистика
» Зарег. на сайте
Всего: 101
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 4
Модераторов: 0
Модератор форума:
Проверенных: 4
Обычных юзеров: 93
» Из них
Парней: 28
Девушек: 73


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи, посетившие
сайт за текущий день :
...
...
...
...

Автоматизация (отработка) звуков. Правила, последовательность.

Автоматизация (отработка) звуков. Правила, последовательность.

После постановки звука наступает этап введения  звука в речь ребенка, т.е автоматизация звука. При нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап:  «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.  «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - ой!  Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок  мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных, но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идет дольше.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.  В легких случаях каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Последовательность автоматизации звуков.

1.     Автоматизация изолированного звука. Далее

2.     Автоматизация звука в слогах. Далее

3.     Автоматизация звука в словах. Далее

4.     Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах. Далее

5.    Автоматизация звука в стихах. Далее

6.     Автоматизация звука в текстах, рассказах. Далее

7.     Автоматизация звука в самостоятельной речи. Далее


Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:

 

- звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить  положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают  назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»  (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

 

- обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, и  по возможности в детском саду (если у вас  в детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог  - как будто  никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю  хорошо, а в жизни как привык».

 - «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.  логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

 

-  в логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.  Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.  Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а  «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе  \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»  и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень   важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.   «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого  ребенка на определенного собеседника». 

-  на первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.  Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. 

Поиск
...
...
...
...
О коронавирусе
...
Погода
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Проверка на вирусы
Друзья сайта
Детские радости Детский портал «СОЛНЫШКО» © Источник: детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/links2.html Психологический центр «АДАЛИН» Страна Мастеров Воспитатель года России
Работа в России

Copyright MyCorp © 2020